СберИндекс и ЧекИндекс: в половине российских регионов более 60% покупок оплачивается безналичным способом.
По итогам II квартала 2022 года в 47 российских регионах более 60% покупок были оплачены безналичным способом. Год назад эту планку смогли преодолеть только 28 регионов. Такие данные приводятся в совместном исследовании безналичных потребительских расходов в России лаборатории СберИндекс и аналитического ресурса ЧекИндекс.
В целом по стране доля безналичных расходов россиян в общих расходных операциях по итогам II квартала составила 61,6% против 58% годом ранее. Самыми безналичными регионами страны в II кв. 2022 стали: Ненецкий АО (75,2%), Республика Саха (70,9%) и Республика Карелия (70,4%). Среди отдельных городов рекордсменами по безналичному обороту стали Якутск (72%), Сыктывкар (71,5%) и Северодвинск (71,3%).
Активное развитие безналичного торгового оборота охватывает все больше регионов Северного Кавказа: Чеченская Республика вошла в топ-10 регионов по росту проникновения безналичных платежей, изменение составило 5.2 п.п. за год.
Основной способ безналичной оплаты – при помощи карт. Однако постепенно набирают популярность и новые способы оплаты. Так клиенты Сбера могут оплачивать покупки в интернете при помощи сервиса SberPay, к которому подключено более 80 тысяч компаний. Также активно развивается платформа Сбера «Плати QR» (подключено 500 тысяч торговых точек по всей стране) для онлайн- и офлайн-оплаты товаров и услуг по QR-коду. При использовании SberPay и QR-кода от Сбера клиентам не надо вводить реквизиты карты, оплата быстро и удобно происходит непосредственно в приложении СберБанк Онлайн. Кроме того, Сбер продвигает способ безналичной оплаты услуг при помощи биометрии.
Лидер по использованию безналичных платежей — индустрия общественного питания: 80% оборота в ресторанах и 74% оборота в кафе и столовых приходится именно на безналичную оплату. Аналитики объясняют этот факт соперничеством за клиентов и стремлением предоставлять посетителям наиболее удобные способы оплаты. Крупная продовольственная розница в свою очередь активно развивает электронную торговлю, обеспечивая таким образом более высокий уровень безналичных трат. В тренде и несетевые магазины у дома, где доля безнала уже составляет 60% оплат. При этом в сегментах «Cтроительные и хозяйственные товары» и «Электроника» граждане по-прежнему активно тратят наличные средства.