По данным службы аналитики ИТ-компании «Платформа ОФД» и онлайн-сервиса СберАвто, российские водители снизили расходы на подготовку авто к зиме почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом спрос на покупку самих автомобилей — как новых, так и с пробегом — сохраняется на высоком уровне по сравнению с осенью 2019 года.
Потребительский спрос этой осенью (за период с 1 сентября по 22 ноября 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) снизился практически во всех категориях товаров и услуг для подготовки автомобиля к зимнему сезону. Рост объема продаж в данном сегменте стал заметен лишь с погодными изменениями на второй и третьей неделе ноября.
Сильнее всего сократились расходы россиян на услуги автосервисов – объем продаж в натуральном выражении (по числу покупок) снизился на 48%. Средний чек затрат уменьшился на 24%, до уровня 4520 рублей за одно посещение автосервиса.
Продажи незамерзающей жидкости для авто снизились за весь период на 16%. При этом в ноябре 2020 года объем продаж был ниже прошлогоднего уровня на 11%. Средний чек затрат составил 172 руб, на 3% ниже, чем в прошлом году.
Услугами автомоек стали пользоваться реже, при этом стоимость услуги возросла: объем продаж в натуральном выражении снизился на 11%, а средний чек, напротив, вырос по сравнению с прошлым годом. Он составил 460 руб, на 3% выше, чем в 2019 году.
Несмотря на общее снижение расходов на подготовку авто к зиме, небольшой рост показала категория автомобильных шин – их продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 2%. Средний чек затрат составил 14210 рублей, что на 5% выше, чем в прошлом году.
Задумываться о смене резины россияне стали позже, чем в прошлом году: основной рост продаж пришелся на вторую и третью неделю ноября этого года. По сравнению с ноябрем 2019 года, продажи увеличились на 19%.
Эксперты службы аналитики «Платформы ОФД» отмечают, что на снижение официальных объемов продаж сезонных автотоваров и услуг автосервисов повлияло ожидаемое уменьшение спроса со стороны автолюбителей в связи с домашним ковид-дистанцированием и преимущественно «сухая» погода с сентября по первую половину ноября в центральных регионах. Фактически, интерес к сезонным «зимним» автотоварам стал заметен лишь на второй и третьей неделе ноября, с изменением погодных условий. Выбивается из тренда лишь ситуация с автомобильными шинами, она может быть связана в том числе с внедрением с ноября обязательной цифровой маркировки данной категории товаров.
Эксперты компании СберАвто дополняют, подобная ситуация связана также с общим падением покупательской способности россиян и нестабильной ситуации на рынке, что заставляет жителей экономить на ряде услуг. Увеличение среднего чека на автомобильные шины вызвано и ростом курса валют. При этом сохраняется ажиотажный спрос на покупку самих автомобилей, как новых, так и с пробегом — что является закономерным явлением на авторынке в период колебаний курса валют. Потребители стремятся вложить имеющиеся средства в крупные покупки и таким образом сохранить их.