На данный момент в России, согласно исследованию агентства CNews Analytics, насчитывается почти 3,8 миллиона онлайн-касс. При этом почти треть (31,9%) передают данные в ФНС через Платформу ОФД. Компания стабильно удерживает лидерство на рынке ОФД по масштабу присутствия, а также по качеству сервисов. Генеральный директор «Платформы ОФД» Дмитрий Батюшенков рассказал, как оператор фискальных данных меняет систему торговли, услуг и становится цифровым помощником бизнеса.
О тенденциях на рынке ОФД в 2024-м году
С ростом потребления и объемов розничной торговли, рынок ОФД постепенно прирастает новыми кассами. На конец 2024 г. в России работало 3,79 млн ККТ, на 3% больше уровня предыдущего года. При этом автономные кассы теряют свою долю на рынке, сейчас их порядка 1,5-2% от всего объема кассовых устройств.
На смену политике проверок бизнеса — пришли риск-ориентированный подход и система индикаторов риска от ФНС и других контролирующих органов. Это усиливает контроль за соблюдением кассовой дисциплины. Сегодня ОФД для государства стал еще более важным инструментом мониторинга и управления экономикой, а для бизнеса — возможностью заранее видеть свои проблемные зоны и обезопаситься от штрафов.
Предприниматели стали более тщательно подходить к выбору операторов фискальных данных, на фоне потребности в надежной, безопасной ИТ-инфраструктуре и ряда знаковых реорганизаций, сделок кассового рынка (Штрих-М, АТОЛ).
Как требования клиентов и регуляторов меняют рынок
Клиентам ОФД сегодня особенно важно поддерживать порядок в делах и цифрах, превентивно мониторить правильность документов, отчетности. Удобство пользования и клиентский сервис стали ключевыми факторами выбора ОФД. Операторы, интегрировавшие базовые и смежные сервисы в единый личный кабинет (ЕЛК), стали более привлекательными для предпринимателя.
Особую актуальность приобрела кибер-безопасность, с учётом роста ИТ-угроз и развития систем ИИ. Фактор сохранности данных клиентов и ИТ-команд операторов значимее с каждым годом.
Регулятор продолжает требовательную политику в части соблюдения процессов и обязательности реквизитов в фискальных документах, в частности по ФФД, отражению НДС в чеках, работе с госсистемами. Однако часть процессов упрощается, например, регистрация кассы в ФНС. Сейчас это удобнее проводить через личный кабинет Платформы ОФД.
Растет роль таких направлений, как маркировка товаров, электронный документооборот и отчетность. ЭДО, в частности, внедряется в сферу грузоперевозок, и у пользователей системы электронных перевозочных документов (ЭПД) есть время для тест-драйва новых решений.
Трендом становится использование ОФД в коммуникациях между клиентом и покупателем. Так, брендированные чеки с персонализированными промо-сообщениями становятся эффективным инструментом маркетинга для розничной торговли и сферы услуг.
Продолжается активное развитие продуктов на основе данных. ОФД становятся важными поставщиками объективной информации о продажах, что используется производителями для мотивации торговых точек. Растет спрос на аналитику со стороны производителей, ритейла и других участников рынка. Интерес вызывают ценообразование, дистрибуция товаров, зависимость продаж от рекламных инструментов. Особенно заметен рост запросов из сфер FMCG, DIY, бытовой техники и электроники.
Ряд операторов ОФД прибегли к оптимизации своих бизнес-направлений и клиентского сервиса. Некоторые перешли на использование «ботов», однако клиенты по-прежнему предпочитают живое общение. Практически у всех возросли затраты на безопасность и поддерживающую инфраструктуру, что требует большего внимания к этим аспектам.
На фоне растущих требований от регуляторов и клиентов, часть игроков рынка могут оставить рынок.
Что ждет в 2025 году
В 2025 году завершается переход к работе с кассами и ОФД на рынках, ярмарках, выставках, а также на новых территориях (в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях). Рынок ОФД будет расширяться как за счет этих нововведений, так и в результате снижения доли автономных касс.
Увеличивается контроль за соблюдением правильности оформления платежей, транзакций, и ОФД, вместе с партнерами — сервисными центрами на местах, будут центром экспертизы для клиентов по этим вопросам.
Разрешительный режим на кассах и новые категории в маркировке товаров будут дальше стимулировать развитие ЭДО и укреплять роль ОФД в этих процессах, особенно в сфере грузоперевозок.
Чеки за несколько лет стали намного информативнее, чем раньше. Это повысило их ценность для покупателей, поэтому будут появляться и становиться удобнее сервисы для хранения чеков, получения скидок, работы с программами лояльности.
Растет проникновение цифровых сервисов, упрощая работу бизнеса. Ключевыми факторами выбора становятся юзабилити продуктов и безопасность данных. Поэтому операторы, как проводники государственных систем, активно работают над улучшением сервисов для клиентов, защитой от кибер-угроз.
ОФД — это про порядок в цифрах и бизнесе. Операторы накапливают большой пласт кассовой и иной информации. Теперь клиенты учатся эффективно работать с такими данными. Это и станет основным трендом на будущий период.