Ретейл переходит в онлайн. Как выросла доля безналичных платежей?

Изменение привычек потребителей постепенно начинает перекраивать самые традиционные бизнес-модели: кафе, рестораны и небольшие магазины переходят на онлайн расчеты. Даже в категории «Магазины у дома» доля безналичного оборота уверенно превысила 50%.

Чек Индекс и СберИндекс выпустили обзор сектора безналичных платежей по итогам 2 квартала 2021 года. Исследование выявило следующие факты.

Выросла популярность безналичных платежей и в таком консервативном регионе как Северный Кавказ. Впервые за историю наблюдений в список лидеров по росту доли безналичного оборота попали Республика Северная Осетия-Алания (+6,3 пп) и Кабардино-Балкарская Республика (+6,1 пп), в рейтинг городов с наиболее быстрым ростом впервые вошел Владикавказ (+7,3 пп).

В целом во II квартале 2021 г. доля безналичных трат в расходах россиян составила 58%, что выше показателя первой волны пандемии на 4,6 пп. С учетом сезонности доля безналичных расходов остаётся на историческом максимуме.

Ускоренное проникновение безнала в повседневное потребление привело к формированию новых бизнес-моделей, которые уже сами ускоряют процесс отказа от наличных, создавая эффект положительной обратной связи.

Доля безналичного оборота продолжает быстро расти в продовольственной рознице и общепите.

В самой консервативной категории «Магазины у дома» доля безналичного оборота уверенно превысила 50%. Причем практически весь прирост – это онлайн-сегмент (e-grocery), а не просто изменение способа оплаты на кассе. Обратиться к интернет-торговле и развивать данное направление вынуждены даже консервативные розничные сети. Их доля в e-grocery во 2 кв. 2021 г. достигла половины оборота.

В непродовольственном e-commerce пока доминируют маркетплейсы, но и здесь можно ожидать усиления конкуренции со стороны традиционно оффлайновых игроков.

Онлайн становится важнейшим драйвером безналичного мира. И это происходит во многом за счёт традиционных компаний с большой долей наличных расчётов.

Полная версия исследования