Индустрия торговли и услуг на пороге кардинальных перемен. С 1 февраля 2017 года традиционный кассовый чек официально переходит в форму обязательных электронных данных. Они будут храниться у оператора фискальных данных и налоговой службы. Что это меняет для покупателей и продавцов?
Итак, менее чем через два месяца можно будет зарегистрировать только те кассовые аппараты, которые передают сведения о выданном чеке в налоговую инспекцию в онлайн-режиме. А с 1 июля 2017 года, согласно закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», такую кассовую технику будут обязаны применять большинство предпринимателей.
Что это дает бизнесу
В первую очередь у предпринимателя появится возможность в онлайн-режиме отслеживать статистику своих продаж, товарные потоки, потребности покупателей в продуктах и услугах. Все это будет в личном кабинете в смартфоне, компьютере и на сайте оператора фискальных данных.
Переход на новый порядок регулирования продаж позволит существенно снизить объем проверок бизнеса налоговой инспекцией: ведь данные о торговле уже будут в распоряжении Федеральной налоговой службы. Одновременно это будет стимулировать бизнес работать по белым схемам, создавая равные условия для всех участников рынка.
Новая схема передачи данных с касс подразумевает и более эффективную работу бизнеса. Онлайн-касса дешевле в обслуживании, имеет гораздо больше возможностей и потенциалов сервиса, потому более конкурентна по сравнению с прежней контрольно-кассовой техникой (ККТ).
Конечно, переход на новый порядок торговли потребует расходов на технику и программы, в частности на первоначальном этапе (для понимания: фискальный накопитель стоит от 6 тыс. рублей, комплект модернизации кассовой техники — от 9 тыс. рублей, годовое обслуживание у оператора фискальных данных — 3 тыс. рублей). Однако как развивать бизнес, не вкладывая в него? Законодатели, в свою очередь, предусматривают введение налоговых вычетов для предпринимателей, переходящих на новые кассовые аппараты (размер вычета планируется на уровне 18 тыс. рублей за единицу ККТ).
Что изменится для покупателей
Главное — граждане получат новый сервис получения, проверки и хранения чеков. Уже совсем скоро потребитель будет видеть их в смартфоне или в электронной почте и в режиме онлайн отслеживать свои расчеты, сообщать о случаях несоответствия в ФНС России. Одновременно открывается новая веха в системе защиты прав российских потребителей. Наличие данных о покупках граждан в почте или телефоне, а также на ресурсах налоговой службы или оператора фискальных данных избавит покупателя от необходимости тщательно собирать бумажные чеки, но при этом позволит оставаться уверенным в защите прав потребителя.
Новый порядок передачи информации с касс должен дать дополнительный стимул развитию онлайн-сервисов, мобильных приложений в сфере контроля расходов, управления семейным бюджетом. В целом ожидается серьезный подъем на рынке возможностей работы с фискальными данными.
Сам чек тоже изменится. Он станет длиннее, на нем появится QR-код, позволяющий видеть проведенную трансакцию, а покупатель с помощью бесплатного мобильного приложения от ФНС России сможет проверять данные о покупке.
Уже есть первые магазины, подключившиеся к реальной передаче данных со своих касс в ФНС через операторов фискальных данных. Таким образом, получить информацию о своей покупке в смартфон и посмотреть, как это работает, может каждый из нас. А вскоре такая практика станет обыденностью.
ОФД не ОВД
Редакция закона 54-ФЗ открыла новый рынок передачи фискальных данных и новую сущность — операторов фискальных данных (ОФД), которые обеспечивают хранение, обработку и передачу в ФНС сведений о расчетах покупателя с продавцом. Это необходимое звено между кассовым аппаратом и налоговой службой. Закон предъявляет к игрокам рынка очень жесткие требования как по безопасности обработки информации, так и по программным и техническим ресурсам. В частности, ОФД должна иметь архитектуру, позволяющую быстро масштабироваться под растущие нагрузки и при этом всегда обеспечивать работоспособность сервиса для пользователей.
Нужны различные лицензии и разрешения от ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора, а главное, необходимо состоять в официальном реестре ФНС России. Сейчас лишь пять компаний имеют статус ОФД и могут предоставлять такие услуги. Для понимания, технические возможности «Платформы ОФД» — это несколько тысяч запросов в секунду от единицы контрольно-кассовой техники, нескольких сотен миллионов чеков в сутки. Причем вся информация с ККТ в ОФД и далее в налоговую службу передается исключительно в зашифрованном виде.
Оператор фискальных данных обязан работать со всеми моделями кассовой техники, подпадающими под действие закона 54-ФЗ (передающими данные в налоговую службу в режиме онлайн), вне зависимости от производителя. Пока рынок таких кассовых аппаратов к лету 2017 года, по нашим оценкам, составит примерно 1,5 млн штук. Однако впоследствии, к моменту завершения переходного периода на новый порядок торговли, в 2018 году, количество подобной техники увеличится до 3,5 млн единиц. К этому времени, к слову, государство уже должно получить ощутимый эффект от применения новых ККТ. Например, в Китае после запуска аналогичной системы ОФД собираемость налогов выросла в четыре раза.
Безусловно, реформа порядка применения ККТ потребует большого объема кропотливой работы госструктур, производителей оборудования, программистов-разработчиков, операторов фискальных данных. Но очевидно, что это огромный шаг вперед для всей российской экономики, от которого выиграют главным образом сами покупатели.
Антон РУМЯНЦЕВ, генеральный директор оператора фискальных данных «Платформа ОФД», для Banki.ru
Источник: Banki.ru — http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9413187