С развитием цифровых сервисов ритейлеров, терминалов оплаты в магазинах и дистанционной торговли, организации и предприниматели зачастую неверно трактуют положения Федерального закона №54-ФЗ. ФНС в письме АБ-4-20/4130@ от 23.04.2025 г. «О выдаче кассового чека» разъяснила, как необходимо применять закон на практике. Эксперты «Платформы ОФД» разобрали, какие действия пользователей ККТ, организаций и предпринимателей расходятся с законом, и как избежать внимания контролирующих органов.
Чек должен выдаваться всегда
Особое внимание налоговая обращает на часто звучащие вопросы в момент продажи со стороны кассира о необходимости чека, например «Нужен ли Вам кассовый чек?”. Такие вопросы расходятся с принципом защиты прав потребителей – чек является доказательством покупки и аргументом при возврате средств за некачественный товар или оказанную услугу. Таким вопросом, продавец создает ситуацию, когда при отказе от чека у покупателя могут возникнуть сложности в возврате средств, это не соответствует нормам законодательства о кассовой дисциплине. Чтобы не допустить такого, чек должен выдаваться при любом осуществлении расчетов с покупателями, даже в случаях, когда последний говорит, что чек ему не нужен.
Как правильно выдать бумажный чек
Ведомство обращает внимание на правила выдачи бумажного чека. В точках продаж ряда ритейлеров, в частности, на экране терминала самообслуживания, при оплате товара можно увидеть вопрос «Получить кассовый чек?»/«Напечатать кассовый чек?» с вариантами ответа «Да» или «Нет». Такой вопрос также некорректен, поскольку продавец не вправе не выдать кассовый чек. Он должен быть предоставлен в зоне передачи товара или наличных денег, и может быть утилизирован продавцом лишь в случае, если чек не был добровольно принят покупателем.
О законности электронных чеков в приложении ритейлера
Отдельно стоит вопрос предоставления чеков покупателям в электронном виде. Электронный чек может либо дополнять бумажный, либо заменять его. Юридически электронные чеки равны бумажным, только если они направлены смс-сообщением, электронным письмом на e-mail, либо в мессенджер (например, ВК), привязанный к номеру телефона или электронной почте покупателя. Для этого продавцу нужно:
- До момента осуществления расчета – запросить у покупателя абонентский номер или адрес e-mail, для направления чека по смс или электронным письмом.
- При офлайн-расчетах, получить согласие покупателя о том, что на бумажном носителе чек можно не выдавать. Порядок и форма получения согласия законом не регламентируется.
- Наличие технической возможности отправки электронных чеков (предоставляет ОФД).
С 1 марта 2025 года у магазинов появилось право сохранять чеки в личном кабинете клиента в своих мобильных приложениях. Несмотря на удобство способа передачи таких чеков и наличие в нем соответствующих реквизитов, передача чеков в приложении не отменяет направления электронных чеков покупателю — он должен в обязательном порядке быть продублирован по смс (в мессенджер) или электронной почте. В противном случае, владельцу ККТ может грозить наказание в соответствии с п.6 ст 14.5 КоАП РФ, за ненаправление кассового чека. Нарушителя оштрафуют:
- сотрудника — на 2 тыс. рублей;
- ИП — на 2 тыс. рублей;
- организацию — на 10 тыс. рублей.
Соблюдение этих правил, обучение пользователей ККТ правильной коммуникации с покупателями, а также настройка касс самообслуживания в соответствии с законодательством, позволит организациям и предпринимателям избежать внимания со стороны ФНС, ответственности и штрафов.