Site icon Платформа ОФД — Оператор фискальных данных, фискальный оператор (Эвотор ОФД)

Сбербанк и «Платформа ОФД» рассказали о развитии безналичных платежей

Сбербанк и «Платформа ОФД» рассказали о развитии безналичных платежей

Полная версия обзора городов — Сбербанк и «Платформа ОФД»

Сбербанк и IT-компания «Платформа ОФД» продолжают серию публикаций, посвященных развитию безналичных платежей в России. В III кв. 2019 года 48.7% расходных операций, т.е. покупок товаров и услуг, было оплачено безналичным способом. Показатель по итогам IV кв. наверняка преодолеет отметку в 50%, и, в отсутствие форс-мажорных событий, в 2020 году россияне впервые совершат более половины всех трат с использованием карт.

При этом появляются ранние признаки замедления процесса проникновения безналичных платежей. По сравнению с III кв. 2018 г. их доля выросла на 4.8 п.п., что, по нашим данным, является минимумом за почти 3 года. Статистики ЦБ за указанный период еще не появилось , но при условии совпадения оценок, прирост г/г будет наименьшим с середины 2016 г. Конечно, органическое замещение бумажных денег продолжится, но темпы могут несколько снизиться.

Безналичные платежи в регионах

В III кв. 2019 г. в 26 регионах доля безналичного торгового оборота превысила 50%, хотя еще год назад таких регионов было всего четыре. Лидеры по этому показателю – Карелия (58,1%), Мурманская область (57,7%) и Коми (56,9%) – в следующем году уже могут преодолеть уровень 60%. В столичном регионе россияне так же большую часть покупок совершают по карте (52%), однако Москва и Московская область занимает скромное 19 место в рейтинге. В целом рост доли безналичного торгового оборота по сравнению с III кв. 2018 г. продолжается во всех субъектах РФ.

Высокие темпы роста присущи прежде всего регионам, которые пока еще не входят в число лидеров по доле безналичных платежей. Однако уже в двух субъектах стремительное замещение бумажных денег привело к попаданию в список топ-10: это Чукотский АО (54,1%), который при этом сохраняет первое место по темпам роста, и Камчатский край (53,9%, рост 7,2 п.п. г/г).

Мы также отдельно проанализировали 300 самых крупных по численности населения городов. По сравнению с I кв. 2019 г., лидеры не изменились: в III кв. 2019 г. на первом месте находится Петрозаводск с показателем 59,4 %, за ним следует Сыктывкар (59,1 %) . В Северодвинске (57,4%) доля безналичных платежей растет наиболее быстрыми темпами среди городов топ-10 – 5,8 п.п. г/г. Однако самый стремительный уход от бумажных денег произошел в Белорецке (Республике Башкортостан), где доля безналичного торгового оборота увеличилась более чем на треть (12,5 п.п. г/г). Для сравнения в Москве прирост оказался меньше среднего показателя для крупнейших городов России: 3,8 п.п. против 4,7 п.п.

Развитие в небольших городах инфраструктуры для оплаты покупок по карте находит свое отражение в коэффициенте, позволяющем измерить степень однородности регионов с точки зрения доли безналичных платежей. Тренд на сглаживание различий между субъектами РФ получил продолжение в 2019 г., и с учетом замедления динамики в наиболее «безналичных» городах мы ожидаем сохранение этого тренда.

Безналичные платежи по категориям трат

Бизнес в целом продолжает процесс ухода от наличных расчетов. По данным “Платформы ОФД”, средний прирост доли безналичных операций в III кв. 2019 г. составил 5 п.п. г/г, что хорошо согласуется с оценкой Сбербанка (4.8 п.п.). Единственной категорией, где показатель снизился, стали “Гостиницы и отели”. Изменение составляет всего лишь -1 п.п. и, скорее всего, не будет статистически устойчивым. Однако все же в некоторых сегментах становится сложнее расти. В категориях “Рестораны”, “Кафе и столовые” и “Электроника” проникновение безналичных платежей происходит медленнее. При этом именно они возглавляют список самых безналичных бизнесов.

Существенный прирост доли безналичных платежей отмечается в розничной торговле. Показатель по категориям “Супермаркеты”, “Гипермаркеты” и “Магазины у дома” увеличился на 6-7 п.п. по сравнению с 2018 г. Здесь же находится основной потенциал для дальнейшего ухода от бумажных денег, так как в этих категориях наиболее крупный торговый оборот.

Мы также видим дальнейшее снижение суммы чека как результат проникновения инфраструктуры для безналичных платежей. По итогам III кв. падение среднего платежа составило порядка 3% г/г, единственное исключение – категория “Одежда”, где зафиксирован прирост в 5%. При этом совокупные номинальные объемы безналичных расходов растут в среднем на 14% г/г.

Точки, где нет безналичных платежей.

Несмотря на весь прогресс электронных систем, в России все еще есть торговые точки, не предоставляющие возможность безналичной оплаты. Доля таковых среди изучаемых потребительских категорий составляет 12%, на которые приходится 3% от совокупного торгового оборота. По нашей оценке, в целом по экономике более четверти предприятий (27%) не установили терминалы и до сих пор принимают к оплате только наличные средства, однако на них приходится лишь 9% от совокупных расходов.

Низкая доля оборота в таких точках неудивительна. Работать без эквайринговых терминалов имеют право только отдельные торговые объекты, выручка которых не превышает 5 млн руб. за предшествующий календарный год, а также юридические лица с совокупной выручкой менее 40 млн руб. за год. Но даже столь небольшие игроки постоянно подключаются к безналичной инфраструктуре. По оценке Сбербанка, доля компаний, не оборудованных эквайринговыми терминалами, сокращается примерно на 1.5 п.п. ежегодно.

Тем не менее, наши данные свидетельствуют, что дальнейший рост безналичных расчетов в большей степени зависит от стимулирования потребителей пользоваться картами, а не от расширения сети приема карт.

Чтобы в любом месте можно было рассчитаться картой, потребуется расширить сеть приема еще на треть – а это еще 700 тыс. терминалов, но это увеличит потенциальный объем расчетов всего на 10%, а с учетом низкого среднего чека значительная часть этих точек будет убыточной. При этом за пределами нашей статистики остаются компании, не имеющие обязанности передавать фискальные чеки в ФНС.

Поэтому вопрос стимулирования торговых организаций по установке терминалов является второстепенным, а физическая инфраструктура успешно развивается и без особых усилий государства: за первое полугодие число торговых терминалов, по данным ЦБ, выросло на 400 тысяч. Мощным и достаточным стимулом для торговых и иных организаций по установке терминалов является желание клиентов расплатиться картой.

С другой стороны, программы банков по стимулированию потребителей в виде Спасибо, кэшбеков, бонусов и иных программ лояльности оказываются крайне действенными и необходимыми: в торговых точках, где уже есть терминалы, по картам идет всего около 60% транзакций, то есть основной потенциал роста находится именно на стороне работы с потребителями.

Exit mobile version