IT-компания «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных, оператор электронного документооборота) и ЦРПТ (оператор системы национальной маркировки Честный ЗНАК) проанализировали, как россияне покупают сигареты с цифровым кодом и как меняется потребительский спрос на табачные изделия.
Аналитики компаний изучили продажи по всей России и выявили следующие изменения в различных категориях таких товаров.
По данным оператора системы маркировки Честный ЗНАК, еще в июле 2019 года (когда производители начали маркировать сигареты и папиросы) было продано почти 31 млн пачек сигарет с кодами. В мае 2020 года, по сравнению с декабрем 2019 года, продажи маркированных пачек сигарет в натуральном выражении (в штуках) увеличились на 42%, до 329 млн пачек. В январе 2020 года, по сравнению с декабрем 2019 года, рост составил 9%, в феврале по сравнению с январем – 9%, в марте по сравнению с февралем – более 18%, в апреле по сравнению с мартом – 0,6%, а в мае по сравнению с апрелем – 11,4%.
Со старта обязательной маркировки было продано более 2,3 миллиарда пачек сигарет с цифровыми кодами.
Доля продаж маркированных сигарет в общем объеме сейчас составляет порядка 50-55%. В марте-мае фиксировалось уменьшение доли продаж маркированных сигарет (до 35-40%) — в связи с распродажей немаркированных остатков, однако в июне ситуация вернулась к прежним показателям, объем реализации маркированных сигарет растет с каждой неделей.
С введением обязательного оборота маркированных сигарет с 1 июля можно будет более точно говорить об объеме легальных продаж, а следить за ними смогут сами покупатели. Уже сейчас покупатели все чаще проверяют коды на пачках с помощью приложения Честный ЗНАК – у него около 700 тыс. пользователей, они проверили более 760 тыс. кодов сигарет. Если говорить о системе кодов маркировки, то к настоящему времени их выдано более 11 миллиардов.
По данным IT-компании «Платформа ОФД», потребительский спрос на табачные изделия менялся следующим образом.
Традиционные сигареты:
— средний чек покупки в мае составил 152 руб, это на 15% ниже, чем за тот же период прошлого года (покупали больше недорогих марок, чем в прошлом году). Объем продаж в денежном выражении вырос на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). При этом в апреле объем продаж в денежном выражении превышал прошлогодний показатель на 2%, а в первом квартале – на 10%.
Стики для электронных систем нагревания:
— средний чек покупки в мае — 146 руб, на 1% выше, чем за тот же период прошлого года. Объем продаж в денежном выражении вырос на 116% по сравнению с АППГ. При этом в апреле объем продаж превышал прошлогодний показатель на 164%, а в первом квартале — на 154%
Табак для кальяна:
— средний чек покупки в мае — 334 руб, на 13% ниже, чем за тот же период прошлого года. Объем продаж в денежном выражении вырос на 83% по сравнению с АППГ. При этом в апреле объем продаж превышал прошлогодний показатель на 66%, а в первом квартале – на 39%.